Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 16 человек

Страничка учителя дефектолога

Дата: 14 октября 2016 в 10:32, Обновлено 11 октября 2017 в 13:13
Автор: Точило М. Н.

Роль семьи

в преодолении и предупреждении

недостатков речевого развития ребёнка

Становление личности ребёнка - сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глу­бокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и это­го ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстника­ми, с семьёй.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодо­лению речевого дефекта пред­полагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родитель­ского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значитель­ную часть времени на поддержа­ние необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблю­дается острая потребность рабо­ты с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед долж­ны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Пре­жде всего, усилия педагогов и пси­хологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и де­тей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

  Семья всегда старается воздей­ствовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает зву­кам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Посте­пенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начина­ет говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, что­бы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой бу­дет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становле­нии речи ребёнка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо­физического развития ребёнка, от состояния особенностей раз­вития его высшей нервной дея­тельности.

Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном раз­витии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражать­ся в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонема­тического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксическо­го оформления речи. Дети физиче­ски ослабленные, часто болеющие различными инфекционными бо­лезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.

Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отры­ве от общего развития ребёнка. По­этому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении боль­шое значение имеют правильный режим питания, физкультура, раз­личные водные процедуры.

Порой, даже при должном вни­мании родителей к общему психо­физическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различ­ных сторон речи, обусловленные наследственными и экологически­ми факторами. Перед ними встаёт задача - своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специали­зированное учреждение (логопе­дический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреж­дение), в котором ему будет ока­зана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясня­ется тем, что успешность и резуль­тат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диа­гностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с ро­дителями.Совместная работа логопеда с родителями является неотъемле­мой частью всего педагогического процесса и осуществляется в сле­дующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуаль­ных консультаций, оформление открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Более подробно рассмотрим со­держание форм совместной работы логопеда и родителей.

1 ознакомительные беседы логопеда. На начальных этапах со­вместной работы логопеда с роди­телем  проводится беседа, в ходе которой даётся разъяснение специфики логопедической рабо­ты, а именно: раскрываются зада­чи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспи­тания ребенка в семье, особенно­сти ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и пра­вильного построения зависит даль­нейшее сотрудничество.

Правильное понимание родите­лями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в органи­зации речевых занятий дома. В про­цессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует зани­маться с ребёнком дома, как поль­зоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испы­тывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребёнком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.

2         сообщения на стендах - от­ражаются сведения, касающиеся раз­вития речи ребёнка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребёнка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей сло­вах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые периодически об­новляются, приводится список ре­комендуемой литературы.

3        индивидуальные беседы с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их де­тей. Важно в доступной и понятной форме раскрывають перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникнове­ния, показывает степень отставания от нормы и необходимость совмест­ных усилий преодоления данного дефекта.

В индивидуальных беседах об­ращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители должны при­слушаться к советам и рекомен­дациям логопеда, делиться своим мнением и впечатлениями. Логопед постоянно напоминает им, что рас­ширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явле­ниях, знакомя его с художественны­ми произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близ­кие и доступные пониманию ребён­ка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью. Логопед подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо соз­давать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворе­ние от общения с взрослыми, не только получать от них новые зна­ния, но и обогащать свой словар­ный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, инте­ресно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребёнком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:

артикуляционная гимна­стика (на примере формирования правильного   уклада органов арти­куляции при произнесении звука [р]): ,«Грибочек», «Дятел», «Лошад­ка», «Парус», «Заведи мотор».

пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследова­тель детской речи Кольцова М. М. отмечала, что «движения паль­цев рук исторически, в ходе разви­тия человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией... есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи...». Со­вершенствование ручной моторики способствует активизации мотор­ных речевых зон головного мозга, и вследствие этого - развитию рече­вой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребёнка формируются не только моторные функции паль­цев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.

На предварительном этапе кор­рекции нарушения звукопроизно­шения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности дви­жений пальцев рук. Именно поэто­му трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развиваю­щих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребёнком раз­личные задания:

*       Конструирование из куби­ков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и про­извольно.

*       Раскладывание и складыва­ние разборных игрушек (матрешек, пирамид, кубиков).

*       Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

*       Вырезывание цветных поло­сок, фигур по контурам.

*       Наматывание ниток на ка­тушку, клубок.

*       Расстегивание пуговиц, за­шнуровывание.

*      Работа с мозаикой.

*      Работа с пластилином.

дыхательные упражнения. Дыхание является не только жиз­ненно важной функцией, но и осно­вой речи, поскольку речь образует­ся на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребёнку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклони­лись и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.

игры и упражнения на раз­витие высших психических функ­ций («Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Най­ди различия» и т.д.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успеш­нее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образова­тельных учреждениях, но и в се­мье.

«Свет в окошках»

(игра с самоконтролем)

Цели:

•       Автоматизировать звук [с] в словах по акустическому признаку.

•       Определить место звука в слове.

•       Развивать способность адек­ватно оценивать свою работу.

•       Развивать умение ориенти­роваться на листе бумаги.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Вырезанный из бумаги контур домика с четырьмя окошками (по два на каждом этаже). В окошках: маска, слива, светофор и солнышко. Желтые и синие квадратики, соответствующие по размеру окошкам (по 3 шт.). Конверт с восклицательным знаком, в домик с желтыми и синими окошками, — образец пра­вильно выполненного задания. Схема слова — полоска карто­на, разделенная на три части (начало, середина, конец сло­ва). Карточка с буквой с.

Правила игры

• Рассмотри картинки.

•   Определи место звука в слове и закрытой картинки желтыми квадратиками (« за­жечь свет в окошках») в том случае, если звук [с] слышит­ся в начале слова: маска, сли­ва, солнышко, светофор.

•   Сказать, в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет».

•   В конвертике с восклица­тельным знаком — конт­рольный вариант. Проверь себя и оцени.

•   Дополнительное задание: расположи букву с на схеме (для каждого слова).

Проговаривание чистоговорок.

Продолжить чистоговорку: ра-ра-ра — ... са-са-са — ... и т.д.

Памятка воспитателям

-  При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо уст­роенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

-  Воспитание и обучение лево- и праворуких детей необхо­димо проводить по разным методикам.

- Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минималь­ной мозговой дисфункции).

- Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьно­му обучению только к 8 го­дам, мозг девочек — не ранее 7.

- Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая ин­формация должна закреплять­ся движением.

- Девочки могут капризни­чать от усталости (истощение правого «эмоционального» по­лушария). Мальчики в этом случае истощаются информа­ционно (снижение активнос­ти левого «рационального» полушария).

-      Главная заповедь — не навреди!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.