Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 16 человек

Страничка педагога-психолога

Дата: 14 октября 2016 в 10:39, Обновлено 11 октября 2017 в 13:16
Автор: Точило М. Н.

Изображение

Изображение

«Что необходимо знать родителям о готовности ребенка к школьному обучению»

          Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

       Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

      Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии – мотивация к обучению.

      У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

       Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

       И, конечно же, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. 

Уважаемые родители!

      Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

      Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующимисоветами:

     1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.

     2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

    3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

    4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 

    5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать задание, если он вертится, устал, расстроен.

    6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркиваете его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Успехов вам и больше веры в себя

и возможности своего ребенка!

ДЕТСКАЯ ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ВЗРОСЛЫХ

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но стократ – детям.

Итак, какие же ошибки допускают родители в вопросах детских игр? Прежде всего, образно говоря, не хотят (заняты, устали, лень, не придают значения…) присесть на корточки рядом с ребенком. Отделываются тем, что покупают игрушки. И сердятся, а то и наказывают, если ребенок эти игрушки ломает. Но одному играть скучно. Практически любая игра требует партнера. Какое-то время партнером может быть кукла, заяц или медведь… Но игра – это обязательно ситуация. А набор ситуаций с неодушевленным предметом весьма ограничен. Вот почему ребенку очень скоро даже с новой игрушкой становится неинтересно.

Возможность разобрать игрушку, что при отсутствии навыков и инструментов почти всегда выглядит как ее поломка, - уже интереснее, уже новая игровая ситуация. Для ребенка – это игра. Для нас – материальный ущерб, поэтому наша реакция малышу непонятна. Но ведь любознательность, стремление узнать, «что у мишки в животе» - неотъемлемая черта детства. Поэтому, во-первых, игрушки лучше приобретать такие, чтобы их поломка  не отражалась на семейном бюджете, а во-вторых, можно и самим, взяв отвертку, показать ребенку «как устроен» мишка.

Несколько слов о приобретении и хранении игрушек. Стоит подумать, прежде чем идти в магазин игрушек вместе с ребенком. Сколько бы кукол и машинок ни было дома и в  детском саду, в магазине их все равно больше. Не только у ребенка, но и у взрослого человека глаза разбегаются. Сделать же выбор на самом деле очень трудно. И если все-таки родители могут на чем-либо остановиться, то для ребенка это практически невозможно. Значит, конфликт в той или иной форме неизбежен.

Кроме одной-двух игрушек, как правило, используемых не постоянно, а лишь в определенных ситуациях, остальные достаточно быстро надоедают. В то же время их обилие рассеивает внимание, еще более снижает интерес к ним. Поэтому (но опять же – об этом надо думать, тратить на это время) чем младше ребенок, тем чаще игрушки надо убирать, а через пару недель-месяцев возвращать их малышу.

Если родители, согласившись поиграть с ребенком, будут подавлять его своим интеллектом («Ну кто же так ходит? У тебя что, глаз нет, ты что, не видишь? Это не правильно, сколько раз тебе говорить!..»), у него разовьются комплекс неполноценности, страх принимать решение, неуверенность в своих силах и т.д. С другой стороны, если все время поддаваться, «поворачиваться спиной и убегать», тоже ничего хорошего не получится. И если, как часто бывает, взрослые не могут найти золотой середины и, не оказывая сопротивления, все время поддаются, ребенок вырастет с гипертрофированным самомнением и излишней самоуверенностью, за что жизнь обязательно его накажет.

Ну, а может ли дошкольник переутомиться, «перебегать» или «перепрыгать»? Здоровый – нет. По двум причинам: первая – у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму такую нагрузку, которая была бы вредной для здоровья. И вторая – в большинстве случаев дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. Только маме, наблюдающей за ребенком, кажется, что он беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом.

ВЕЧЕРНИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ

Ребенок пошел в детский сад – и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире, как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слёзы… «Ребенка как подменили! – сокрушаются родители, - Надо будет поговорить с воспитателем!» А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или «Тихая, спокойная девочка!» Мама и папа удивляются. А зря!

Даже для самого общительного ребенка детский сад – это стресс.Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, и если вы спокойный человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться наружу вместе со слезами, криками, капризами

Что же  могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателем, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашему сыну или дочке. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ваше чадо и в садике - «ураган», и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию «в мирное русло». Хорошо заранее распланировать вечер таким образом, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения.

Один из лучших антистрессовых приемов – игра.  Она позволяет раскрепоститься, расслабиться.  Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых приемов. Во-первых, выбор играть или не играть всегда должен оставаться  за ребенком. Возможно, именно сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, вечерняя игра не должна сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги, широкое  ведро или корзину. Ребенок может рвать бумагу, мять, топтать ее, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.

Малышуможет понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

Если маленький человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не угомонится, помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элементов соревнований. Одной из таких является игра«Грибник». Помогите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы – «грибы» - в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру.

Даже если вам кажется, что занятий в саду недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы в первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно чаще бывал на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним – это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на «перед сном» - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на малыша целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор их вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит напряжение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши». Она идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры с водой должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть большущий шар и малюсенький пузырек), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), просто дать баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще – через  15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего 1-2 капли масла, например, мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты – он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше 6 лет, и лучше не делать этого пред сном.

Если же ваш малыш аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати – это поможет ему спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать ребенку расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звука дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.

Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему малышу лучше, чем вы. Если он будет твердо знать, что в конце напряженного дня его ждет «тихая пристань», часы в садике не покажутся ему вечностью, и стресс отступит.

СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(консультация)

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка — это дошкольное детство, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в пер­вую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребен­ка. Теперь он может не только ориентироваться и действо­вать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и уста­навливать связи между общими понятиями и представлени­ями, которые не были получены в его непосредственном опыте.

Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слы­шит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен внима­нием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди де­тей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высо­кий процент психических заболеваний, в том числе невро­зов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по дан­ным исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. По­этому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение. В психологической литерату­ре выделены и достаточно глубоко проанализированы фак­торы, оказывающие влияние на психическое здоровье ре­бенка и, в частности, на возникновение невротических ре­акций. Большинство из этих факторов носят социально-пси­хологический, социально-культурный и социально-эконо­мический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказываю­щих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефици­том времени, недостаточными условиями для снятия эмоци­онального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочета­нии с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психоло­гической и психотерапевтической помощи. Подобная лично­стная дисгармония родителей находит свое отражение в раз­витии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономичес­кие факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, за­нятость родителей, ранний выход матери на работу и поме­щение ребенка в учреждение дошкольного образования. В ситуации нормального эмоционального обще­ния ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чув­ство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появле­нию невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возни­кает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония се­мейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Еще раз обратим внимание на то, что дошкольный воз­раст характеризуется тесной эмоциональной привязаннос­тью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного обще­ния, не способен понимать причины конфликтов между ро­дителями, не владеет средствами для выражения собствен­ных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень час­то ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоцио­нального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чув­ствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случив­шемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционально­го напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психическое здо­ровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера вза­имоотношений родителей и детей. В литературе можно встре­тить различные классификации стилей и типов родительс­кого воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания.

Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспи­тания.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результа­те такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничи­вают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего харак­теризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фан­тазией.

Особый интерес представляют изучение и классифика­ция неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев выделяют три типа не­правильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осоз­наваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регла­ментирующих и контролирующих мер, навязывание ребен­ку определенного типа поведения в соответствии с роди­тельскими понятиями о "хороших детях". Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти­тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мни­тельное отношение родителей к здоровью, успехам в обуче­нии своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое — чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли "кумира семьи", "смысла жизни".

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возник­новения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболева­ниями, весьма актуальной является проблема психопрофи­лактики психического состояния здоровых детей-дошколь­ников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и мо­делей воспитания, которые можно просто взять и, не изме­няя, "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему — право каждого родителя.

— Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения постав­ленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

— Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недо­статками, слабостями и достоинствами. Принимайте его та­ким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

— Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

— Не бойтесь "залюбить" ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

— В качестве воспитательного воздействия чаще исполь­зуйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

— Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рам­ки и запреты (желательно, чтобы их было немного — лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку сво­бодно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

— Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воз­действовать на ребенка просьбами — это самый эффектив­ный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае мож­но применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок дол­жен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания — самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

— Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему не­обходимые навыки и знания, понятия о жизненных прави­лах и ценностях, лучше понять друг друга.

— Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему не­понятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои жела­ния, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою лю­бовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за по­мощью к психологу или психотерапевту.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.