Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 16 человек

Родителям будущих первоклассников

Дата: 30 января 2017 в 15:33, Обновлено 24 апреля в 17:16
Автор: Точило М. Н.

alt

Рекомендации родителям по подготовке ребенка

к обучению в школе.

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и взрослые.  Родителей интересуют вопросы: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях? Зачастую родители считают, что если их дошколенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно, чтобы можно было не беспокоиться о его подготовке к школе. В учреждении дошкольного образования действительно ведется работа по подготовке дошкольников к обучению в школе. Учебная программа дошкольного образования, образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к образовательному процессу и результатам освоения содержания, уровень подготовки воспитанников, предусматривают преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования. Однако родителям следует помнить, что итоги обучения в первом классе - это чаще всего не показатель успеваемости малыша, а результат совместной работы педагогов и родителей.

 В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям, овладевать знаниями, умениями, нормами поведения без ущерба для здоровья. В структуру психологической готовности входит ряд компонентов: физиологическая, интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

Чтобы подготовка к школьному обучению и адаптация к новым условиям была успешной, предлагаем несколько, на наш взгляд, полезных советов.

- Важно, чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Начинайте жить по новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что и зачем нужно делать утром и вечером.

- Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению и закаливанию ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

- Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований педагога. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

- Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное, общаться со сверстниками, исполнять роль ученика.

- Ребенок должен уметь слушать и понимать взрослого. Приучите своего ребенка внимательно слушать вас и четко понимать смысл сказанного. Оставайтесь при этом добродушными и не выказывайте раздражения, если ребенок не понимает ваши требования. Просто объясните ему еще раз.

- Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, потребность в поиске ответов на вопросы. Не давайте ребенку готовые ответы на интересующие вопросы, предоставьте возможность самостоятельно найти ответ.

- Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс чтения, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Ребенок должен уметь выделить в слове определенные звуки, называть звуки, идущие в нем по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В предложении научите ребенка подсчитывать количество слов, самостоятельно придумывать предложения с заданным количеством слов. Задавайте с ним вопросы к предложениям с вопросительными словами «кто» и «что». Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Побольше общайтесь с ним!

- Тренируйте внимательность и память, а также умение регулировать свое поведение, что  позволит выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

- Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни. Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться, и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен.

- Не делайте акцент на оценках. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

- Не пугайте школой. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой.

- Играйте в школу. Пусть все игрушки вашего ребенка пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

- Побольше командных игр. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

- И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

- В интеллектуальном плане у ребенка должен быть сформирован определенный уровень познавательных интересов. Но, вместе с тем, не переусердствуйте с новой информацией. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, закреплять имеющиеся знания и умения, полезно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме.

- Ребенку будет легче в школе, если он пройдет элементарную подготовку руки к письму. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Надо научить его правильно держать ручку, пользоваться карандашом. Полезны задания на развитие мелкой моторики. Используйте специальные пальчиковые игры и упражнения.

- Если у Вас появились вопросы или Вы нуждаетесь в помощи, обращайтесь к педагогам учреждения дошкольного образования.

Запомните! При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни ровесников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

Выполнение рекомендаций и сотрудничество со специалистами поможет подготовить Вашего малыша к успешному обучению в школе.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:

- во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

- во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

- в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».

Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «будь добр, принеси почту», «позвони бабушке» и т. д. Главная задача – учить ребенка общению.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. п.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:

– восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т. д.);

– внимание (объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3 – 4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 5 – 7 минут, т.е. в течение 5 – 7 минут будущий ученик должен заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать;

– память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал; научите ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделения главных и второстепенных деталей и т. д.);

– мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий);

– запас собственно знаний (это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4 – 5 тысяч слов. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны между собой и «извлекаться» при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений).

И еще что входит в понятие о готовности к школьному обучению:

– это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.

Учитывая все вышесказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу насильно готовить ребенка к школьному обучению, а поинтересовались его желаниями – это, во-первых, и, во-вторых, определили уровень сформированности тех психических процессов, о которых узнали. Совсем не обязательно требовать какие-то методики с баллами, лучше внимательно понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, понятные вам и ему, а потом составьте вместе «план, что нужно, чтобы учиться».

Итак, скоро в школу, но, дорогие мамы и папы, помните, что перед вами все еще ваш малыш, поэтому мы предлагаем «Советы родителям»: «Делать или не делать?»

 

 Делайте!

–         Радуйтесь вашему ребенку.

–         Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

–         Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

–         Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

–         В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

–         Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

–         Будьте терпеливы.

–         Говорите медленно.

–         Спрашивайте «что» и «почему».

–         Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

–         Каждый день читайте ему.

–         Не скупитесь на похвалу или поцелуй.

–         Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.

–         Поощряйте игры с другими детьми.

–         Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

–         Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами.

–         Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

–         Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

–         Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

–         Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

–         Не теряйте чувство юмора.

–         Играйте с ребенком в разные игры.

–         Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

Не делайте!

–         Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, – другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

–         Не задавайте слишком много вопросов.

–         Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

–         Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

–         Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок.

–         Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»

–         Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».

–         Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

–         Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.

–         Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

–         Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания:

     всех логических связей;

     абстрактных рассуждений и объяснений.

–         Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

–         Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.

Желаем вам успехов!

 

alt
 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.